Как проверить кулер мультиметром

Содержание

Как и на что заменить неисправный кулер на ноутбуке – Гаджеты. Технологии. Интернет – медиаплатформа МирТесен

Как проверить кулер мультиметром

Ваши домашние вставили в уши беруши и общаются между собой языком жестов? Соседи звонят вам в дверь и требуют выключить перфоратор? А вы и не думали сверлить – вы просто отдыхаете на диване с ноутбуком… от воя которого сотрясается весь дом.

Кулер мобильного компьютера иногда со временем становится слишком шумным или перестает нормально охлаждать систему. Чистка и смазка, к сожалению, спасают ненадолго.

Радикально решить проблему помогает только установка новой вертушки взамен изношенной, но вот вопрос, как сделать это правильно? Немного терпения, господа! Скоро вы всё узнаете.

Сегодня поговорим, как заменить кулер на ноутбуке, по каким параметрам его выбирать, в каких случаях замена даст желаемый эффект, а в каких – нет, а также как своими руками сделать один кулер из двух.

Один из признаков износа вентилятора ноутбука мы уже выяснили – это шум, который не устраняет ни смазка, ни очистка. Второй признак – неэффективное охлаждение, но с ним не всё так однозначно. В том, что ноутбук плохо охлаждается, иногда виновата не вертушка, а другие явления и вещи.

На стопроцентную неисправность вентилятора указывает следующее:

  • Видимая механическая поломка крыльчатки (подвижной части кулера с лопастями, которая показана на картинке ниже).
  • Тугой ход крыльчатки, который ощущается при попытке повернуть ее вручную.
  • Неустранимое механическое препятствие вращению крыльчатки.
  • Остановки вращения вентилятора при шевелении его кабеля (залом или отхождение контактов).

В этих ситуациях замена вентилятора будет самым простым и правильным решением. Хотя, если причина только в кабеле, чаще всего можно обойтись несложным ремонтом.

На то, что в проблеме виноват не вентилятор, а что-либо другое, указывают такие симптомы:

  • Кулер вращается с высокой скоростью, но из решетки вентиляции выдувается холодный воздух. Причиной может быть неправильная установка или поломка металлических частей системы охлаждения.
  • Кулер, судя по шуму, вращается быстро, но воздух наружу не выходит. Причина – закупорка вентиляционных отверстий на корпусе аппарата спрессованной пылью.
  • Кулер крутится с постоянной высокой скоростью, которая не падает при снижении нагрузки на процессор и другие охлаждаемые устройства. Причина – некорректное управление.
  • При выключении ноутбука вертушка делает рывок или 1-2 оборота и останавливается. После этого ноутбук сразу выключается. Причина – короткое замыкание в устройствах аппарата, неисправность в силовых цепях.

Очевидно, что в этих ситуациях замена кулера не поможет, так как источник неисправности не в нем.

А в следующих случаях причина может крыться как в самом кулере, так и в системе его управления или окружении:

  • При включении ноутбука на экране отображается сообщение о проблемах в системе охлаждения: «System Fan », «System Fan Failure» и т. д. Виновником чаще оказывается изношенный вентилятор, но иногда это вызвано сбоем в его управлении или физическим препятствием вращению (механический стопор, магнитное поле расположенного рядом динамика и т. д.).
  • Кулер не вращается, хотя при подталкивании рукой крыльчатка легко приходит в движение.
  • Кулер вращается слишком медленно, его скорость не соответствует интенсивности нагрузки на систему. Компьютер выключается от перегрева.
  • Крыльчатка движется рывками с периодическими остановками. Компьютер выключается от перегрева или тормозит.

Как определить виновника неполадки

Вдомашних условиях без специальных диагностических средств на это не так много возможностей, поэтому основными вашими инструментами будут глаза и руки.

О том, как произвести демонтаж и последующую установку системы охлаждения в корпус ноутбука, подробно рассказано в статье про замену процессора. Кстати, кроме самого кулера и отвертки вам понадобится хорошая термопаста.

Проще всего выявить неисправность вентилятора, когда в ноутбуке их два (или больше). Если неполадка наблюдается с одной стороны, чаще всего достаточно проверить этот кулер заменой, подключив вместо него второй. Если с обеих сторон, то очевидно, что сбой возник в системе управления, так как все вентиляторы одновременно выходят из строя крайне редко.

К сожалению, основная масса мобильных компьютеров оснащена одной-единственной вертушкой. В таких случаях алгоритм диагностики будет следующим:

  • Снимите кулер с посадочного места в корпусе ноутбука, отключите от материнской платы и очистите от пыли. Корпус вентилятора может быть полуоткрытым или закрытым со всех сторон. Последние бывают разборными и неразборными (клееными или на заклепках). Части разборных корпусов скрепляют защелки или винты.
  • Если корпус полуоткрытый или разборный, удостоверьтесь в целостности механических частей крыльчатки. Проверьте ее подвижность. В норме она должна вращаться без усилий даже от слабого толчка. Дальше речь пойдет только о разборных вентиляторах, так как попытки вскрыть неразборные часто приводят к их поломкам и непригодности к дальнейшему использованию. Работоспособность таких устройств можно протестировать только заменой.
  • Если крыльчатка съемная (чтобы это проверить, аккуратно потяните ее наверх, стараясь не повредить, так как лопасти легко ломаются), извлеките ее из гнезда и убедитесь, что ничего не попало внутрь. Остатки загустевшей смазки (кстати, именно она может стопорить кулер) удалите салфеткой, вал крыльчатки дополнительно очистите спиртом.
  • Капните каплю силиконового или смазочного машинного масла на вал крыльчатки (солидол, литол, вазелин и другие вязкие составы для этого не подходят). Если вентилятор неразборный или вы не обнаружили загрязнений внутри, пропустите этот пункт. Кстати, после смазки шумящий вентилятор может некоторое время поработать нормально, но, к сожалению, недолго.

Поместите вентилятор на посадочное место в корпусе ноутбука и, не прикручивая винтами, подключите к разъему на материнской плате. Включите аппарат. Понаблюдайте за поведением вертушки.

В норме в момент подачи питания она может дернуться и остановиться, чтобы через несколько секунд начать вращаться с обычной скоростью.

Если видите другую картину, приподнимите ее над посадочным местом, пошевелите провода чтобы исключить повреждение последних и воздействие окружения.

Как выбрать кулер на замену

Заменить вышедший из строя вентилятор ноутбука можно только на такой же, так как конфигурация, высота и распиновка разъема у каждой модели строго индивидуальные. Кроме того, на ноутбуках с двухвентиляторной системой охлаждения различают правый и левый кулер, которые нельзя менять местами.

Вентилятор ноутбука всегда работает на выдув!

К счастью, большинство производителей мобильных компьютеров выпускают вентиляторы, которые подходят не одной, а нескольким моделям аппаратов их марки. Поэтому сложности с нахождением нужной детали в продаже возникают нечасто, если, конечно, ноутбук не слишком старый.

Чтобы найти подходящий кулер в продаже, достаточно знать модель своего лэптопа. Вот пример карточки товара одного из интернет-магазинов. В заголовке указаны серии совместимых ноутбуков, ниже – модели.

Как видите, всё очень просто.

Собираем один кулер из двух. Спасение, если в продаже нет подходящего

Как сказано выше, конфигурации кулеров для мобильных компьютеров строго индивидуальны, но в отдельных случаях такая замена всё же допустима. Точнее, не замена одного устройства на другое, а перенос исправной крыльчатки с двигателем в корпус родного вентилятора ноутбука. Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

  • Высота крыльчатки кулера-донора должна быть не выше, чем у реципиента. Лучше, когда она немного ниже.
  • Скос лопастей крыльчатки обоих вентиляторов должен быть направлен в одну сторону (оба правые или оба левые).
  • Обе детали должны быть разборными.
  • В идеале должны совпадать порядок распиновки разъемов (определяется по цвету проводов) и количество контактов.

Вентиляторы современных ноутбуков имеют на колодке подключения по 4 контакта (питание 5 V, выход тахометра, управляющий вход шимконтроллера и земля), однако порой встречаются вертушки с трехпиновыми (питание, выход тахометра, земля) и двухпиновыми (питание, земля) разъемами.

Две последних разновидности используются на старых или самых бюджетных ноутбуках и нетбуках и на замену 4-пиновым не годятся. Хотя с оговорками, ведь чтобы кулер начал вращаться, его достаточно просто запитать, а регулировка скорости – не самое главное (он будет постоянно крутиться на максимуме).

Конечно, если ваша задача – обеспечить компьютеру охлаждение на период поиска нормальной запчасти, а не постоянно.

К сожалению, 4-контактные разъемы мобильных кулеров не приведены к единому стандарту, и провода на них расположены так, как это удобнее было сделать производителю.

Поэтому если вам не удалость подобрать замену с таким же порядком проводков, как на старой вертушке, придется вынимать их из колодки и вставлять в нее уже в нужном порядке.

Кстати, то же самое придется проделать, если колодка нового кулера не идентична колодке старого.

Кончики проводов в пластиковых разъемах удерживаются крошечными защелками. Чтобы извлечь проводок, защелку необходимо приподнять небольшим плоским инструментом, например, отверткой. При обратной вставке проводка в гнездо он фиксируется автоматически.

Крыльчатку кулера-донора можно переставить в другой корпус только вместе с двигателем, но двигатель намертво прикреплен к одной из его половин.

Чтобы отделить его от корпуса, необходимо распилить места соединения по желтым линиям, показанным на картинке ниже.

Точно так же готовим корпус родного вентилятора, то есть удаляем из него неисправный двигатель (распил делается по красным линиям). Области, отмеченные белыми кружками, должны перекрываться – они станут местами соединения.

На предпоследнем этапе вставляем двигатель вентилятора-донора в подготовленный корпус реципиента и соединяем их при помощи пайки или склейки суперклеем (если обе детали металлические, их лучше спаять).

На этом всё, «франкенштейн» готов, теперь можно собрать и установить его в ноутбук. Если все сделано правильно, вентилятор будет охлаждать систему, как родной, и прослужит довольно долго.

Источник: https://nig.mirtesen.ru/blog/43436821265/Kak-i-na-chto-zamenit-neispravnyiy-kuler-na-noutbuke

Как проверить кулер на работоспособность мультиметром?

Как проверить кулер мультиметром

  • 1 Способы проверки вентилятора на компьютере
  • 2 Как проверить кулер мультиметром?
  • 3 Вентилятор радиатора, как проверить, снять и заменить если не включается электромотор, схема подключения датчика, реле и предохранителя
  • 4 Как проверить кулер на ноутбуке: все способы
  • 5 Проверяем работоспособность кулера ноутбука
    • 5.1 Проверка через программу
    • 5.2 Аппаратная проверка
  • 6 Как проверить кулер на ноутбуке: программный и аппаратный тест работоспособности
  • 7 Как проверить моторчик вентилятора
  • 8 Как проверить кулер на работоспособность без компьютера? — О компьютерах просто
  • 9 Кулер не работает, или как проверить кулер компьютера?

Каждый пользователь ПК должен знать, как проверить вентилятор на ноутбуке, ведь именно этот компонент предотвращает перегрев всей системы.

При нормальном использовании, вентиляторы ноутбука выпускают воздух и издают мягкий или умеренно слышимый звук. Если кулер ноутбука работает бесшумно, воздух возле вентиляционных отверстий спокоен, а ноутбук очень горячий, скорее всего, охлаждение не работает.

Вентиляторы играют решающую роль в долговечности и функциональности ноутбука. Обязательно стоит немедленно заменить сломанный кулер, чтобы избежать сбоя оборудования.

Наличие звука

Правильно работающий кулер ноутбука звучит как вентилятор с мягким пропеллером; однако он может быть не слышен при первом включении компьютера, поскольку он работает на самой низкой возможной скорости.

Чтобы обеспечить больший поток воздуха и охлаждение системы, вентилятор ускоряется по мере того, как человек продолжаете использовать ноутбук. Он, вероятно, переключится в более быстрый и громкий режим примерно через пять минут, когда ноутбук достигнет рабочей температуры.

У ноутбуков с лучшим охлаждением могут быть невероятно тихие вентиляторы, которые слышны только в тихих комнатах внимательными слушателями. Нужно обратить внимание на то, что вентилятор может быть сломан или засорен, если он издает нерегулярные пульсирующие или громкие звуки.

Ощущение воздуха

Даже если не слышно, как работает вентилятор, пользователь должен чувствовать воздух, выходящий из вентиляционных отверстий. Поток воздуха может быть очень слабым, когда впервые включается компьютер, но он усиливается, когда система достигает нормальной рабочей температуры.

После чего вентилятор ноутбука должен начать выталкивать воздух из основного выпускного отверстия, обычно расположенного на одной из сторон.

Можно положить руку ладонью на систему, примерно на полдюйма от вентиляционного отверстия, и почувствовать поток воздуха. Если ноутбук работает тихо, и нет воздушного потока, возможно, кулер сломан.

Если слышно, как вентилятор работает, но из отверстий ощущается только слабый поток воздуха, кулер может быть закрыт, и в этом случае следует очистить вентиляционные отверстия сжатым воздухом.

Наблюдение за ошибками

Если компьютер регулярно перезагружается без предупреждения, замедляется при обычном использовании или выдает страшное BSoD или «Синий экран смерти», возможно, есть проблема с вентилятором.

Сам вентилятор прикреплен к радиатору как часть охлаждающего устройства, поэтому даже если он нагнетает воздух, могут возникнуть проблемы с другой частью устройства. Система может перегреться, если охлаждающий блок выйдет из строя или термопаста, соединяющая процессор и охлаждающий блок, изнашивается.

Проверка температуры

Даже если вентилятор выталкивает некоторое количество воздуха из вентиляционных отверстий, у него все равно может быть аппаратная проблема, например, проблема с двигателем, которая не позволяет ему достаточно охладить компьютер.

Некоторые ноутбуки отображают показания температуры при включении. Но если ПК не предоставляет такую информацию, целесообразно использовать программу аппаратного монитора для проверки температуры процессора.

Если программа регистрирует постоянную температуру свыше 70 градусов по Цельсию, когда ноутбук абсолютно ничего не делает, возможно, вентилятор сломан.

Устранение перегрева

Если пользователь уверен, что кулер работает, но не справляется со своей задачей, ему нужно помочь.

Одним из способов помочь является устранение лишних процессов. Пользователи Mac могут изолировать и уничтожать нежелательные процессы с помощью Activity Monitor, в то время как пользователи Windows могут использовать диспетчер задач.

Пользователи Linux также имеют ряд опций, доступных для управления процессами.

Если возникла проблема нагрева, возможно, было бы целесообразно предотвратить загрузку слишком большого числа процессов при загрузке компьютера.

Проверка работоспособности на Macbook

Если пользователь часто замечает, что Macbook сильно нагревается, особенно когда выполняет тяжелые задачи или процессор находится под высокой нагрузкой. При таких обстоятельствах важно дать Macbook остыть и вернуться к нормальной температуре, чтобы избежать каких-либо критических проблем.

Дизайн новых моделей Macbook таков, что вентилятор расположен внутри системы и работает бесшумно. Если Macbook не охлаждается легко, то одной из причин может быть то, что кулер не работает должным образом. Это может привести к перегреву системы спереди и сзади, а также на петлях.

Для проверки правильно ли работает вентилятор Macbook достаточно следовать процедуре ниже:

  1. Запустить Safari и перейти на веб-сайт CrystalIdea.
  2. Загрузить программное обеспечение Macs Fan Control. Обязательно выбрать версию для Mac OS X.
  3. После загрузки файла разархивировать его и дважды щелкнуть на его значок, чтобы запустить программное обеспечение.
  4. Справа будет представлен список всех вентиляторов, установленных в системе. Существует столбец с надписью Min/Current/Max RPM, который показывает значения оборотов каждого кулера. Первое значение – это минимальная скорость, с которой должен работать вентилятор. Второе – текущая скорость, а последнее – максимальная скорость, на которой он может работать.
  5. Чтобы узнать текущее число оборотов вентилятора, достаточно проверить среднее из трех показанных значений. Если значение равно нулю (как показано ниже) или ниже минимального числа оборотов, это означает, что вентилятор работает неправильно. В противном случае, если значение не равно нулю и превышает минимальное число оборотов в минуту, то он работает нормально.

Для некоторых моделей Mac система безопасно отключает вентилятор, когда процессор работает на малой мощности. В этом случае вентилятор по-прежнему функционирует должным образом и при необходимости автоматически включается системой.

Если проверка показывает, что вентилятор системы поврежден, то лучше всего отвезти свой ПК в сервисный центр и отремонтировать его, прежде чем он приведет к перегреву аппаратной части и повреждению внутренних компонентов оборудования.

Источник: https://vacenko.ru/sposoby-proverki-ventilyatora-na-kompyutere/

Как проверить кулер мультиметром?

Во всех кулерах есть подшипники. Есть разные разновидности подшипники скольжения или просто втулка, или подшипник качения. Вентиляторы с обычной втулкой обычно имеют меньший ресурс в сравнение с вентиляторами с подшипниками качения.

Обычно износ вентилятором с подшипниками скольжения можно услышать вентилятор начинает гудеть, шуметь появляется вибрация иногда он просто заклинивает и останавливается в таком случае мы имеем перегрев или какую либо сигнализацию от материнской платы или установленных драйверов.

Шумит кулер в компьютере

Когда пользователь жалуется вам, что его компьютер громко шумит, на самом деле существуют только два типа компонентов, которые могут создавать этот шум: дисководы и вентиляторы охлаждения. Но в большинстве случаев вы обнаружите, что шум генерируется одним из вентиляторов охлаждения внутри компьютера.

Большинство компьютеров имеют три охлаждающих вентилятора, один внутри блока питания, один на самом корпусе и один на процессоре.

Разумеется, каждый из этих охлаждающих вентиляторов разработан таким образом, чтобы обеспечить максимальную прохладу всей системы, создавая постоянный воздушный поток внутри корпуса, в который будет поступать холодный воздух при перемещении горячего воздуха.

Если какой-либо из этих охлаждающих вентиляторов выходит из строя, система может перегреться и вызвать сбои в работе. Так что ваше первое желание — просто заменить шумный вентилятор. Хотя это довольно простая операция, но это не всегда необходимо. Во многих случаях кулер нуждается только в одной капле масла.

Не крутится кулер на процессоре, блоке питания или видеокарте

Если не крутится кулер на процессоре, на видеокарте и в блоке питания, то у вас могут быть две причины.

Первая причина, самая распространённая и не затратная, кулер перестал крутится потому что у него высохла смазка и после одной капли масла он будет вам служить верой и правдой.

Вторая причина, это вышедшей из строя кулер его можно проверить мультиметром в режим прозвонки, если он будет прозваниваться то значить кулер в рабочем состояние. Прозванивать нужно черный и красный провода.

Чем можно смазать кулер

Многие люди используют WD-40 для смазки всех видов скрипучих или шумных механических компонентов вокруг дома и офиса. Но не пытайтесь использовать WD-40 для смазывания вентилятора компьютера.

WD-40 разработан как очиститель / обезжириватель, который можно использовать для ослабления застревающих деталей, предотвращения коррозии и вытеснения воды — все виды проблем, которые обычно не встречаются в компьютерных вентиляторах.

WD-40 также является легкой смазкой, которая лучше смазывает что-то вроде шарнира, который только иногда перемещается, а не компонент компьютера, такой как вентилятор, который постоянно движется с высокой скоростью.

Я предпочитаю использовать машинное масло или масло для швейных машин, поскольку оно, помимо того, что является легким маслом, обладает отличной вязкостью, хорошо держится при высоких температурах и специально предназначено для смазывания движущихся частей, работающих на высоких скоростях.  Также есть специальная силиконовое масло для кулеров.

Как работает кулер компьютера?

Почти все вентиляторы компьютерного охлаждения сконструированы вокруг сборки подшипников скольжения, хотя я столкнулся с некоторыми вентиляторами компьютерного охлаждения, которые используют узел шарикоподшипников. В этой статье я остановлюсь на сборке подшипников скольжения.

Узел подшипника скольжения состоит из вала (к которому прикреплена лопасть вентилятора), который вращается внутри неподвижного цилиндра. В этом случае цилиндр выполнен из пористого металла, пропитанного маслом.

По мере того, как вал вращается, масло выталкивается из цилиндра, создавая пленку масла, по которой движется вал. Эта пленка масла предотвращает контакта металла об металл и тем самым устраняет трение и почти все шумы.

Этот тип подшипникового узла подшипника показан на рисунке выше.

Узел подшипника скольжения состоит из вала, который вращается внутри неподвижного цилиндра.

В идеальном подшипниковом узле количество масла в подшипнике является правильным количеством и остается постоянным на протяжении всего срока службы вентилятора.

Однако, если сборка не запечатана должным образом, часть масла может со временем высохнуть.

Когда это произойдет, вращающийся вал войдет в непосредственный контакт с неподвижным цилиндром, который создает звук соскабливания или шлифования.

Источник: https://i-love-psd.ru/kak-proverit-kuler-multimetrom/

Вентилятор радиатора, как проверить, снять и заменить если не включается электромотор, схема подключения датчика, реле и предохранителя

string(10) «error stat»

Источник: https://gir-svet.ru/kak-proverit-kuler-na-rabotosposobnost-multimetrom/

Как проверить кулер мультиметром?

Как проверить кулер мультиметром

Во всех кулерах есть подшипники. Есть разные разновидности подшипники скольжения или просто втулка, или подшипник качения. Вентиляторы с обычной втулкой обычно имеют меньший ресурс в сравнение с вентиляторами с подшипниками качения.

Обычно износ вентилятором с подшипниками скольжения можно услышать вентилятор начинает гудеть, шуметь появляется вибрация иногда он просто заклинивает и останавливается в таком случае мы имеем перегрев или какую либо сигнализацию от материнской платы или установленных драйверов.

Как проверить кулер на работоспособность мультиметром

Как проверить кулер мультиметром

В статье я приведу несколько быстрых и не очень способов как проверить вентиляторы вашего компьютера на работоспособность. Если кулер не работает, то по какой причине, и можно ли его в случае чего восстановить? Вентилятор охлаждения, он же кулер, самый простой и долговечный механизм в чреве компьютера. Не знаю, что послужило причиной к его остановке, но причин на то крайне мало.

Кулер не работает? Да ладно …

Тот факт, что вентилятор не крутится, не означает, что кулер не работает. Точнее, что он в нерабочем состоянии. Качественные изделия способны исполнять свою функцию даже после долгих месяцев простоя будучи забиты пылью, но при поданном питании (под нагрузкой), и при том не перегорая. Но и на старуху, как говориться…

Давайте его проверять

В статье буду использовать подручные инструменты, пользование которыми может себе позволить самый явный гуманитарий. Если в доме содержаться измерительные приборы, типа мультиметра, ничего нового ниже по тексту вы не обнаружите.

Итак, кулер не работает. Какие варианты?

Ну, чудес не бывает. Здесь либо:

  • механизм застопорен, лопастям что-то мешает физически
  • крутиться не должен, ибо управляющего сигнала на вращение нет (система считает, что порог температуры не достигнут)
  • отсутствие электрического сигнала на сам вентилятор

Как разобрать кулер?

А зачем? Дешёвые и дорогие кулеры разбираются до определённого этапа: я говорю о снятии крыльчатки. Но скорее всего вы столкнётесь с ситуацией, когда сами радиоэлементы будут просто недоступны: конструкция впаяна или склеена для устойчивости, так что ДА – кулер часто неремонтопригодное устройство. Но это тема не нашей статьи.

Где можно обнаружить богатейший выбор вентиляторов для вашего компьютера или ноутбука? На АлиЭкспресс представлен самый широкий выбор кулеров, в том числе для любой видеокарты и одиночного одиночного радиатора. С таким выбором можно поставить под охлаждение ЛЮБОЕ устройство внутри ПК. Зачем переплачивать “продавалам”, если всё то же самое можно приобрести прямо сейчас, лишь немного подождав?

Чистим и смазываем

Что может мешать лопастям вентилятора раскручиваться? Куски пыли или обвисшие провода. Если от первой причины легко избавиться чисткой, продувкой и последующей смазкой, то второй вариант часто сопровождается характерным звуком. В любом случае на вентилятор следует взглянуть напрямую.

Мусор может попасть и внутрь механизма, заклинив движитель. Диагностируем легко – пальчиком по лопастям, придавая вращение. Если сопротивление пальцам не оказано, лопасти легко вращаются, абзац пропускайте. А пока просто чистим (кисточкой или сжатым воздухом). По необходимости смазываем.

Отдираем наклейку в части входа проводов питания и вынимаем резиновую заглушку по центру, защищающую механизм:

Сразу обратите внимание на места пайки проводов к плате. Если вы обладатель 4-х проводного кулера, лучше сразу почистить это место ненужной зубной щёткой или зубочисткой – часто там контактам просто тесно:

это называется “продорожить”

Набираем на кончик отвёртки, зубочистки и т.д. масло (подойдёт любое техническое, растительное из кухни быстро высыхает, оставляя после себя грязь) и промакаем механизм по центру, вращая пальцем лопасти. Так несколько раз:

ну, у меня-то маслёнка есть давно для этих целей

Заглушку и наклейку лучше вернуть на место, чтобы пыль сюда не попадала.

Проверяем вентилятор: способ раз

Обладателям более “совершенных” кулеров (или если сопротивления вращению не обнаружено) я сразу посоветую обратиться к проверке кулера на работоспособность.

Для этого его не нужно снимать с установленной позиции. Если есть возможность, отсоедините разъём от платы. Если нет, оставляем на месте, однако, сразу примечаем цветность проводов.

А для проверки на работоспособность нам нужны только два из них.

Разъём в руках или нет, осматриваем маркировку вентилятора. Ищем вольтаж:

Для дальнейшей проверки нам требуется соответствующий блок питания. Батарейка. Она, конечно, не должна превышать по вольтажу параметр, указанный на кулере. У меня оба вентилятора на 12 В. Так что подойдёт обычная 9-вольтовая “крона”. Лучше новая, не подсевшая. Смонтируем на коленке пару проводников на её контакты:

Их лучше между собой надолго не перемыкать: ничего не взорвётся, конечно, но источник питания вам может ещё пригодиться.

Вернёмся к кулеру.

На разъёме чёрный провод – ““, обычно красный – “+” ( жёлтый не нужен, он читает скорость; если у вас есть четвёртый, тем более оставим в покое, его предназначение – регулировка скорости кулера, что должно поддерживаться материнской платой). Подробнее об устройстве и принципе работы в статье Устройство кулера.

Минусовой проводок импровизированного аккумулятора сажаем на чёрный контакт джекера кулера, плюсовой – на красный:

Для наглядности я отрезал разъём от кулера и замыкаю на видео прямо на батарейку:

Источник: https://revclub.ru/kak-proverit-kuler-na-rabotosposobnost-multimetrom/

Кулер не работает, или как проверить кулер компьютера?

Как проверить кулер мультиметром

В статье я приведу несколько быстрых и не очень способов как проверить вентиляторы вашего компьютера на работоспособность. Если кулер не работает, то по какой причине, и можно ли его в случае чего восстановить? Вентилятор охлаждения, он же кулер, самый простой и долговечный механизм в чреве компьютера. Не знаю, что послужило причиной к его остановке, но причин на то крайне мало.

Проверяем вентилятор: способ два или оч.умелые ручки

А с помощью этого варианта вы можете как проверить работоспособность, так и использовать рабочий, но неиспользуемый кулер в качестве вентилятора от тех источников питания, которые имеют на выходе 12 В (например, в авто). И подключаться он, кулер, будет через USB кабель. Для этого потребуется:

  • б\у кабель USB от любого ненужного устройства (хороший кабель не стоит, конечно, специально портить)
  • рабочий кулер

Здесь всё просто. От кабеля отрезаем разъём к другому устройству, оставляя сам USB коннектор. Нам нужны провода со знакомой вам цветовой маркировкой: чёрный и красный. Соединяем с соответствующими проводами кулера. Изолируем и подключаем:

красный на красный, чёрный на чёрный

Вот так примерно и устроены самые недорогие USB-вентиляторы. Не сдует, но побаловаться или проверить самый раз. Для проверки подойдёт абсолютно любой USB разъём типа “мама”.

Этот нехитрый приём позволит вам, кстати, проверить и четырёх-пиновые кулеры: сначала соедините “черные” контакты кулера и кабеля, а  затем поочерёдно присоединяйте красный провод USB кабеля ко всем контактам на разъёме кулера. Не крутится? В помойку.

Предупреждаю. Надолго крутящийся вентилятор, питающийся таким способом, не оставляйте! Способ указан только для проверки работоспособности.

Успехов.

Источник: https://computer76.ru/2017/11/08/kuler-ne-rabotaet/

3 способа как проверить датчик включения вентилятора охлаждения двигателя

Как проверить кулер мультиметром

Вопрос как проверить датчик вентилятора, автовладельцев может интересовать когда вентилятор охлаждения радиатора двигателя не включается или, наоборот, работает постоянно.

А все потому, что часто именно этот элемент и является причиной такой проблемы.

Чтобы проверить датчик включения вентилятора охлаждения необходимо знать принцип его работы, а также стоит воспользоваться мультиметром для проведения некоторых измерений.

  • Принцип работы датчика
  • Неисправности датчика вентилятора
  • Как проверить датчик

Перед тем, как перейти к описанию процедуры проверки датчик включения вентилятора радиатора, имеет смысл разобраться с тем как он работает и его основных видах неисправностей.

Как работает датчик вентилятора

Сам датчик включения вентилятора представляют собой температурное реле. В основе его конструкции лежит биметаллическая пластина, соединенная с подвижным штоком. При нагревании чувствительного элемента датчика биметаллическая пластина изгибается, и прикрепленный к ней шток замыкает электрическую цепь привода вентилятора охлаждения.

На датчик включения вентилятора от предохранителя постоянно подается стандартное автомобильное напряжение 12 Вольт (постоянный «плюс»). А «минус» подается при замыкании штоком электрической цепи.

Чувствительный элемент соприкасается с антифризом, как правило, непосредственно в радиаторе (в нижней его части, сбоку, зависит от модели машины), но есть модели двигателей где датчик вентилятора ставят в блок цилиндров, как например, у популярного автомобиля ВАЗ-2110 (на инжекторных двигателях). А иногда конструкция некоторых двигателей предусматривает целых два датчика включения вентилятора, в частности, на входном и выходном патрубках радиатора. Это позволяет как включать, так и отключать вентилятор принудительно при понижении температуры антифриза.

Также стоит знать, что существуют два типа датчика температуры вентилятора — двухконтактные и трехконтактные. Двухконтактные рассчитаны на работу вентилятора при одной скорости, а трехконтактные — на две скорости работы вентилятора. Первая скорость включается при меньшей температуре (например, при +92°С…+95°С), а вторая — при большей (например, при +102°С…105С°).

Температура включения первой и второй скорости обычно указывается непосредственно на корпусе датчика (на шестиграннике под гаечный ключ).

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора охлаждения — устройство достаточно простое, поэтому причин поломок у него немного. Не работать он может в таких случаях:

Разъемы на фишке трехконтактного ДВВ

  • Залипание контактов. При этом вентилятор будет работать постоянно, независимо от температуры антифриза.
  • Окисление контактов. В этом случае вентилятор не будет включаться вообще.
  • Поломка реле (штока).
  • Износ биметаллической пластины.
  • Отсутствие питания от предохранителя.

Учтите что датчик включения вентилятора является неразборным и не подлежит ремонту, поэтому при обнаружении отказа в работе его меняют.

В современном автомобиле сигнализировать о проблеме будет лампочка чека двигателя, так как в памяти электронного блока управления (ЭБУ) будет фиксироваться одна или несколько из следующих ошибок — p0526, p0527, p0528, p0529.

Коды этих ошибок будут сообщать об обрыве цепи, как сигнальной, так и питания, но случилось это из-за отказа датчика либо проблем с проводкой или подключением — можно узнать лишь после проверки.

Как проверить датчик вентилятора

Чтобы проверить работоспособность датчика включения вентилятора его необходимо демонтировать с его посадочного места. Как указывалось выше, расположен он обычно либо на радиаторе, либо в блоке цилиндров. Однако перед тем как демонтировать и проверять датчик, необходимо убедиться, что к нему подается питание.

Проверка питания

Проверка питания ДВВ

На мультиметре включаем режим измерения постоянного напряжения в пределах около 20 Вольт (зависит от конкретной модели мультиметра). В отсоединенной фишке датчика нужно проверить наличие напряжение.

Если датчик двухконтактный, то вы сразу увидите есть ли там 12 Вольт. В трех контактном датчике следует попарно проверить напряжение между выводами в фишке с тем, чтобы найти, где один «плюс», и где два «минуса».

Между «плюсом» и каждым «минусом» тоже должно быть напряжение 12В.

Если питания на фишке нет — в первую очередь нужно проверить цел ли предохранитель (он может быть как в блоке под капотом так и в салоне авто). Его расположение зачастую указано на крышке блока с предохранителями. Если предохранитель целый — нужно «прозвонить» проводку и проверить фишку. Потом стоит приступать к проверке непосредственно самого датчика вентилятора.

Однако прежде чем сливать антифриз и выкручивать датчик вентилятора охлаждения радиатора стоит провести еще один небольшой тест который позволит убедится в исправном срабатывании вентилятора.

Проверка срабатывания вентилятора

При помощи какой-либо перемычки (кусочка тонкого провода) замкнуть попарно «плюс» и сначала один, а потом второй «минус». Если проводка цела, а вентилятор исправный, то в момент замыкания включится сначала одна, а потом вторая скорость вентилятора. На двухконтактном датчике скорость будет одна.

Также стоит проверить, отключается ли вентилятор при отключении датчика, не залипли ли в нем контакты. Если же при отключении датчика вентилятор продолжает работать, то это означает, что с датчиком что-то не так, и необходима его проверка. Для ее выполнения датчик нужно демонтировать с машины.

Проверка датчика включения вентилятора

Проверять ДВВ можно двумя методами — подогревая его в теплой воде либо можно даже нагреть паяльником. Оба они подразумевают проверки на обрыв. Только в последнем случае понадобится мультиметр с термопарой, а в первом — термометр, способный измерять температуру выше 100 градусов по Цельсию.

Если проверяться будет трехконтактный датчик включения вентилятора, с двумя скоростями включения (ставится на многих иномарках), то желательно одновременно использовать сразу два мультиметра. Один — для проверки одной цепи, а второй чтобы одновременно проверить вторую цепь.

Суть проверки в том, чтобы узнать, срабатывает ли реле при нагреве до той температуры которая указана на датчике.

Проверяют датчик включения вентилятора охлаждения радиатора по следующему алгоритму (на примере трехконтактного датчика и одного мультиметра, а также мультиметра с термопарой):

Проверка ДВВ в теплой воде с помощью мультиметра

  1. Установить электронный мультиметр в режим «прозвонки».
  2. Подсоединить красный щуп мультиметра к «плюсовому» контакту датчика, а черный — к «минусу», отвечающему за меньшую скорость вращения вентилятора.
  3. Щуп, измеряющий температуру подсоединить к поверхности чувствительного элемента датчика.
  4. Включить паяльник и приложить его жало к чувствительному элементу датчика.
  5. Когда температура биметаллической пластины достигнет критического значения (указанного на датчике), то исправный датчик замкнет цепь, и мультиметр будет сигнализировать об этом (в режиме прозвонки мультиметр пищит).
  6. Переместить черный щуп на «минус», отвечающий за вторую скорость вращения вентилятора.
  7. По мере продолжения нагрева через несколько секунд на исправном датчике должна замкнуться и вторая цепь при достижении пороговой температуры, мультиметр опять запищит.
  8. Соответственно, если при прогреве датчик не замыкает свою цепь — он неисправен.

Проверка двухконтактного датчика выполняется аналогично, только сопротивление нужно измерять лишь между одной парой контактов.

Если нагрев датчика производит не паяльником, а в емкости с водой, то следите чтобы покрывала не весь датчик целиком, а лишь его чувствительный элемент! По мере нагрева (контроль осуществляется термометром) будет происходить такое же срабатывание как и описывалось уже выше.

После покупки нового датчика включения вентилятора его также имеет смысл проверить на работоспособность. В настоящее время в продаже много подделок и изделий низкого качества, поэтому проверка не помешает.

Датчик включения вентилятора охлаждения — надежное устройство, но если есть подозрения что он отказал то для его проверки нужен мультиметр, термометр и источник тепла который будет греть чувствительный элемент.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Источник: https://etlib.ru/blog/1260-kak-proverit-datchik-ventilyatora

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть